Фрегат USS Constitution вновь как новенький

Старейший в мире военный парусник после более чем двухлетней реконструкции вернулся к "родной" причальной стенке в Бостонской гавани.








В России это событие осталось почти незамеченным, а зря. Своего рода событие в мире паруса. В США завершен полный цикл реставрации старейшего парусного корабля из находящихся на плаву.  Более того, фрегат USS Constitution до сих пор числится в боевом составе американского флота.

История USS Constitution такова (воспользуемся материалом, опубликованным в свое время сайтом b2travel.ru, и соответствующей страницей «Википедии»):

«В конце 18-го века в США разработали фрегаты, которые были крупнее и лучше вооружены, чем стандартные фрегаты того времени, благодаря чему они могли соперничать даже с линейными кораблями. Конгресс разрешил строительство серии таких судов в 1794 году, а уже в июле 1798 года «Конститьюшн» вышел в море на свое первое задание — патрулирование юго-восточного побережья США во время войны с Францией».

«Корпус фрегата был набран из виргинского дуба толщиной 7 дюймов. Медные листы сверху служили дополнительной защитой.
В 1803 году это военное судно было назначено флагманом Средиземноморской эскадры, которая патрулировала побережье Северной Африки, — это было время, когда африканские государства потребовали дань с США за возможность торговать в средиземноморских портах. После блокады порта Триполи и его бомбардировки Тунис, Триполитания и Алжир подписали с США мирный договор».

«Конституция» продолжила патрулирование побережье Африки, следя за соблюдением договора».

«После возвращения в Бостон судно в 1809 году стало флагманом Североатлантического соединения под руководством Джона Роджерса. Ввиду ухудшения отношений с Великобританией, флот начал готовиться к войне. В 1810-м судно вышло в море, чтобы соединиться с кораблями Роджерса».

«Около Нью Джерси наблюдатели на «Конституции» заметили пять кораблей. Оказалось, это английская эскадра.  Англичане решили атаковать одинокого противника. На USS Constitution, понятно, предпочли уклониться  от неравной схватки. Но тут наступил штиль. Американские моряки смачивали паруса, чтобы поймать самое слабое дуновение, использовали гребные шлюпки для буксировки корабля, но только через два дня непрерывной изматывающей работы на жаре фрегату удалось ускользнуть».

«Месяц спустя «Конституция» вступила в бой с английским фрегатом HMS Guerriere. После нескольких  минут артиллерийской дуэли американцы повредили противнику грот, и англичане предпочли сдаться. При этом «Конституация» осталась почти неповрежденной — от крепких бортов из дуба, обшитых медными листами, английские ядра просто отскакивали».

«За это корабль прозвали — «Old Ironsides» («Железнобокий Старина»)».

«После этого последовали другие победы — одна из них была особо яркой: экипажу удалось сжечь британский фрегат «Ява».

«В 1830 году «Конститьюшн», 31-летний возраст которого был весьма почтенным для того времени, чуть было не отправили на слом. Однако опубликованная в это же время поэма «Old Ironsides» посвящённая кораблю, имела большой успех у публики, и та настояла на сохранении фрегата. Вместо слома корабль прошёл первый из своих многочисленных восстановительных ремонтов».

«Во время американской гражданской войны «Конститьюшн» служил учебным кораблём, его вооружение было уменьшено с 52-х  до 16-ти орудий, и он был переклассифицирован в корабль 2-го ранга. В 1878 году «Конститьюшн» принял участие во Всемирной выставке в Париже».

«В 1900 году Конгресс утвердил проект сохранения «Конститьюшн» в качестве музейного корабля, однако финансирование из госбюджета предусмотрено не было. В 1905 году было предложено вывести корабль в море и использовать в качестве мишени для артиллерийских стрельб, однако поднявшаяся волна протеста привела к тому, что в 1906 году из бюджета было выделено $100 000 на содержание и текущий ремонт корабля, а в 1907 году он был открыт для посещения».

«В период с 1927 по 1930 год судно было на ремонте, после чего его отправили на буксире в турне по США, продолжавшееся три года. За это время корабль посетил около 90 городов, на борт фрегата поднялось более 4,5 млн. человек.

«Согласно Классификации кораблей ВМС США 1 сентября 1975 года, чтобы подчеркнуть его уникальный исторический статус, USS Constitution был переклассифицирован в класс «none» (нулевой)».

Приведем некоторые характеристики знаменитого фрегата:

Водоизмещение 2200 тонн;

Длина по ватерлинии – 53 метра;

Ширина по мидель-шпангоуту – 13,26 метра;

Осадка – 7,2 метра;

Площадь парусности – 3968 кв. метра;

Скорость хода – до 13 узлов;

Экипаж (понятно, в прежние времена) – 450 человек, в том числе 55 морских пехотинцев и 30 юнг.

Остается добавить, что корабль включён в список важнейших достопримечательностей США. В 1997 году самостоятельно вышел в  море под парусами и участвовал в параде.

Каждые 20 лет USS Constitution перегоняют в сухой док верфи Charlestown Navy Yard– для тщательной реставрации. После очередной такой процедуры, длившейся, как вы уже знаете, более двух лет, фрегат на минувшей неделе на глазах тысяч его фанатов вернулся к своей «родной» причальной стенке.

Информация для тех, кто собирается за океан. В сентябре USS Constitution вновь откроют для посещения. Будьте уверены, там есть, на что посмотреть.